Творчество

Нежнее нежного

Стихотворение «Нежнее нежного» написано в 1909 году. Его автору в эту пору 18 лет, он нашел свое призвание в поэзии, усердно учится в лучших университетах мира, много времени проводит в Финляндии.

Своим приютом он часто избирает город Выборг, где живет семья И. Кушакова, который ведет с отцом О. Мандельштама торговые дела. В этом доме живут две очаровательные сестры, одна из них особенно симпатична молодому поэту. По свидетельству брата поэта ей и посвящено данное произведение.

Стоить отметить, что иногда адресатом стихотворения считают поэтессу М. Цветаеву, однако время их личного знакомства относится к 1915 году.

Лирический герой – сам автор. Он пишет портрет любимой девушки, построенный на тавтологических повторах. Они подчеркивают завороженность автора. Возлюбленная рисуется ему в романтических тонах, почти как высшее существо. Ты и все твое – вот целый мир для глаз поэта.

Нежнее нежного

Лицо твое,

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое -

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающих

Речей,

И даль

Твоих очей.

Стихотворение «Нежнее нежного» О. Мандельштама вошло в его дебютный сборник «Камень», выпущенный в 1916 году.

Стихотвоение несколько раз получало музыкальную интерпретацию. Например, версия Wildways:

Дыхание

Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть —

Узора милого не зачеркнуть.

Это стихотворение вдохновило художника Александра Трифонова.

"Дано мне тело - что мне делать с ним?". Холст, масло. 100х80. 2015:

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа...

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа.

Нам пели Шуберта - родная колыбель!

Шумела мельница, и в песнях урагана

Смеялся музыки голубоглазый хмель!

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,

Но только вечно-молодой,

Где соловьиных лип рокочущие кроны

С безумной яростью качает царь лесной.

И сила страшная ночного возвращенья -

Та песня дикая, как чёрное вино:

Это двойник - пустое привиденье -

Бессмысленно глядит в холодное окно!

Основная тема — беспокойство от грядущих изменений. Лирический герой ищет место, которое еще сохранило бы черты его прежней жизни. Он вспоминает родные образы, которые теперь кажутся далекими. «Стрельчатый лес» символизирует это место и является гранью между прошлым и настоящим. Когда-то привычный образ лесной чащи ассоциировался со спокойствием и безопасностью. Там звучала музыка Шуберта — «родная колыбель». Теперь же в лес пришло разрушение: правит в ярости лесной царь. Этот образ тоже взят из произведений немецкого композитора и символизирует злую сторону. Теперь музыка кажется дикой. Привычный образ леса видится всего лишь двойником когда-то хорошего безопасного места. Нет больше лирическому герою покоя и защиты в лесной чаще. Будущее тревожно и опасно.

За гремучую доблесть грядущих веков...

Это произведение создано О.Э.Мандельштамом в 1931 году. Оно является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла. Мандельштам начинал своё творчество как преемник символистов, но быстро преодолел их влияние. К этому времени он – представитель модернистского течения - акмеизма. Метод художественного мышления акмеистов – от конкретного к общему.

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей —

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звёзды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

Мы живем, под собою не чуя страны...

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, кует за указом указ —

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него — то малина

И широкая грудь осетина.

Твоим узким плечам

Мандельштам был открытой мишенью для доносчиков. 13 мая 1934 года его арестовали. Последовали три долгих года воронежской ссылки. Нетрудно предположить,чем бы могла закончиться духовная пытка и физическое истощение для поэта,если бы не постоянная поддержка Надежды Яковлевны,его жены и друга,которая,не задумываясь,разделила его тяжёлую участь. Это стихотворение о ней.

Твоим узким плечам под бичами краснеть,

Под бичами краснеть, на морозе гореть.

Твоим детским рукам утюги поднимать,

Утюги поднимать да веревки вязать.

Твоим нежным ногам по стеклу босиком,

По стеклу босиком да кровавым песком...

Ну, а мне за тебя черной свечкой гореть,

Черной свечкой гореть да молиться не сметь.